Волнистость поверхностей деталей

Вопросы / ответыВолнистость поверхностей деталей
0 +1 -1
antfiksa Админ. спросил 1 месяц назад
1 ответ
0 +1 -1
antfiksa Админ. ответил 1 месяц назад

Под волнистостью поверхности понимают совокупность периодически повторяющихся неровностей, у которых расстояния между смежными возвышенностями или впадинами превышают базовую длину l. Волнистость занимает промежуточное положение между отклонениями формы и шероховатостью поверхности. Условно границу между различными порядками отклонений поверхности можно установить по значению отношения шага Sw к высоте не­ровностей Wz. При (Sw/Wz) < 40 отклонения относят к шерохова­тости поверхности, при 1000 ≥ (Sw/Wz) ≥ 40 —  к волнистости, при (Sw/Wz) > 1000 — к отклонениям формы.
Высота волнистости Wzсреднее арифметическое из пяти ее значений (W1, W2, …, W5), определенных на длине участка измерения Lw, равной не менее пяти действительным наибольшим шагам  Sw волнистости (рис. 3.17, а):
 
Wz = (W1 + W2 + W3 + W4 + W5)/5.                        (3.11)
 
 
Рис. 3.17. Определение высоты (а)
и шага (б) волнистости поверхности
 
Допускается непоследовательное расположение участков изме­рения. Предельные числовые значения Wz следует выбирать из ряда:
0,1; 6,2; 0,4; 0,8; 1,6; 3,2; 6,3; 12,5; 25; 50; 100; 200 мкм.
Отдельное измерение волнистости выполняют на длине lwi, равной пятой части длины Lw. Наибольшая высота волнистости Wmax — расстояние между наивысшей и наинизшей точками изме­ренного профиля в пределах длины Lw, измеренное на одной пол­ной полис.
Средний шаг волнистости Sw — среднее арифметическое зна­чение длин отроков средней линии Swi, ограниченных точками их пересечения с соседними участками профиля волнистости (рис. 3.17, б):
 
.                                   (3.12)
 
Положение средней линии mw определяется так же, как и поло­жение средней линии профиля m шероховатости.
Форма волны зависит от причин, которые вызывают волнистость поверхности. Чаще волнистость имеет синусоидальный характер, что является следствием колебаний в системе станок — приспо­собление—инструмент—деталь, возникающих из-за неравномер­ности сил резания, наличия неуравновешенных масс, погрешностей привода и т. п.