Водный транспорт

Вопросы / ответыВодный транспорт
0 +1 -1
antfiksa Админ. спросил 1 месяц назад
1 ответ
0 +1 -1
antfiksa Админ. ответил 1 месяц назад

Водным транспортом перевозят нефть, нефтепродукты и сжиженные газы.
Водный транспорт подразделяется на морской и речной. Он осуществляет перевозку  нефти и  нефтепродуктов  как  внутри страны, так и за ее пределами. На долю водного транспорта при­ходится около 13 % от общего объема перевозок нефтегрузов.
По сравнению с железнодорожным водный транспорт тре­бует меньшего расхода топлива на единицу перевозок, характе­ризуется небольшой численностью обслуживающего персонала, меньшими затратами металла на единицу грузоподъемности и небольшой собственной массой по отношению к массе перевози­мого груза.
Морским транспортом внутри России основные перевозки нефтепродуктов осуществляются в Каспийском, Черном, Азов­ском, Балтийском, Японском и Охотском морях.
К преимуществам морского транспорта относятся низкая себестоимость перевозки нефти за счет использования судов большой грузоподъемности на дальние расстояния.
Речным транспортом доставляются нефтепродукты на многие нефтебазы, расположенные на реках. Протяженность су­доходных рек в России составляет около 150 тыс. км.
К преимуществам речного транспорта относится высокая пропускная способность речных путей и возможность перебра­сывать флот из одного речного бассейна в другой. Для отдельных районов Якутии, Тюмени, Омской и Новосибирской областей речной транспорт является основным способом доставки нефте­продуктов.
К отрицательным свойствам речного транспорта можно от­нести то, что на зимний период прекращаются речные перевозки. Это приводит к созданию межнавигационных запасов нефти в перевалочных пунктах или у потребителей. Приходится соору­жать крупные резервуарные емкости на промыслах, НПЗ и вод­ных нефтебазах для соответствующего накопления и длительного хранения нефти.
К недостаткам речного транспорта также относятся несов­падения географического расположения сети с наполнением неф­тяных грузопотоков, что удлиняет расстояние перевозки, и малая скорость нефтеналивных судов по сравнению с другими видами транспорта.
Нефтеналивные суда подразделяют на морские (танкеры), речные, озерные и смешанного плавания, а также самоходные и несамоходные.
Самоходные (танкеры) имеют машинные отделения; неса­моходные суда (баржи) передвигаются при помощи буксиров различной мощности.
Нефтеналивное судно характеризуется следующими пока­зателями:

  • осадкой судна — глубиной, на которую погрузилось судно; осадку определяют по положению ватерлинии. Ватерли­ния делит судно на надводную и подводную части и называется порожней (легкой) ватерлинией, соответствующей порожнему судну; ватерлиния, соответствующая осадке судна с максималь­ным грузом, называется грузовой ватерлинией;
  • водоизмещением — равным массе воды, вытесненной груженым судном до грузовой ватерлинии (при суммарной массе судна и груза);
  • грузоподъемностью — массой транспортируемого груза;
  • дедвейтом — полной массой груза, включающей транспортируемую массу и груз для собственных нужд (вода, топливо, багаж и продовольствие), который может быть принят судном без потери своей плавучести и остойчивости и при сохранении ско­рости хода;
  • остойчивостью — способностью судна не переворачиваться, а возвращаться в свое положение при крене, в которое оно приводится волной, ветром или неравномерной нагрузкой. На­клон судна в поперечном направлении, т.е. в сторону одного из
    его бортов, называется креном, а наклон в продольном направле­нии, т.е. в сторону носа или кормы — дифферентом;
  • непотопляемостью — способностью судна держаться на воде при пробоинах в корпусе. Она тем больше, чем больше в нем перегородок, разделяющих судно на отдельные герметичные отсеки. При отсутствии перегородок жидкий груз при крене или
    дифференте получает возможность перетекать в сторону наклона судна, увеличивая крен за пределы, обеспечивающие остойчи­вость, что в результате может привести к переворачиванию суд­на. Во избежание крена загрузку и выгрузку отсеков (танков)
    производят по определенной очередности.

Танкеры и баржи различаются как по грузоподъемности, так и по их конструкции. По конструктивной схеме нефтеналив­ное судно представляет собой стальной каркас (с поперечными и продольными связями), к которому крепится обшивка. В корпусе танкера различают три основные части — среднюю, носовую, кормовую.
Средняя часть танкера в связи с пожарной безопасностью отделена от носа и кормы сдвоенными непроницаемыми пере­борками, образующими свободную полость, которая называется коффердамом. Коффердам заливают обычной водой, чтобы создать надежную изоляцию опасной зоны судна от других его час­тей. Средняя часть танкера при помощи непроницаемых перего­родок разделена на отсеки (танки), в которые заливают нефте­продукт. Танки сообщаются между собой через специальные клинкеты, установленные в нижней части перегородок, которые открываются во время налива или выкачки нефтегруза. Управле­ние клинкетами выведено на палубу судна.
Наличие отдельных отсеков повышает остойчивость танке­ра. При аварии с одним танком (пробоина или пожар) остальные танки остаются в защищенном состоянии.
Для выполнения операций по выкачке нефтегрузов, а также для внутренних перекачек служит насосное (машинное) отделе­ние, которое оборудовано грузовыми насосами. В носовой части имеются сухогрузный трюм для перевозки нефтепродуктов в таре и сухих грузов, а также отделение для хозяйственных грузов.
Налив и откачка нефтепродуктов производится по системе трубопроводов, соединяющих машинное отделение с отсеками. При наливе следят, чтобы танки были залиты полностью во из­бежание самопроизвольного перемещения нефтепродуктов при перекачке танкера. Перемещение нефтепродукта при перекачке может вызвать большие гидравлические удары и вероятность на­рушения прочности стенок. На корме размещены машинное от­деление, топливные баки, жилые помещения.
Озерно-речные танкеры в отличие от морских имеют меньшую осадку (вследствие малых речных глубин), чем и объ­ясняется их малая грузоподъемность (10-12 тыс.).
Танкеры не имеют возможности причаливать к берегу и стоят в рейде. В этом случае нефтегрузы перегружают на лихтеры, грузо­подъемность которых достигает 100 т. Лихтеры бывают самоход­ные и несамоходные.
Для перевозки вязких нефтепродуктов баржи оборудованы подогревателями, причем пар для этих целей подается с буксира или специальных плавучих насосных станций.
В настоящее время применяют смешанные перевозки. Раз­новидность грузовых судов смешанного плавания — нефтерудовозы. Руду загружают в центральный трюм, а нефтепродукты за­ливают в бортовые цистерны — по четыре с каждого борта. У нефтерудовоза нет «холостых» пробегов, неизбежных для тан­кера или рудовоза. Так, в Швецию они доставляют нефть, а об­ратно возвращаются с рудой.
При перевозке нефтепродуктов по водным магистралям со­блюдаются правила Министерства морского и речного флота. Этими правилами предусмотрены порядок подготовки судна к наливу, погрузочно-разгрузочных операций, условия перевозки при различных температурных режимах, требования к герметич­ности систем и другим мерам технической эксплуатации; уста­новлен также порядок замера количества груза и оформления грузовых документов.