Нормируемые параметры (показатели), характеризующие кинематическую точность зубчатых колес и передач

Вопросы / ответыНормируемые параметры (показатели), характеризующие кинематическую точность зубчатых колес и передач
0 +1 -1
antfiksa Админ. спросил 1 месяц назад
1 ответ
0 +1 -1
antfiksa Админ. ответил 1 месяц назад

Показатели кинематической точности и охватываемые степени точности приведены в табл. 5.2 (желательно запомнить обозначения и названия параметров).
В табл. 5.2 показано, что требования к кинематической точности можно нормировать одним из 10 вариантов, содержащих требования к одному или двум параметрам. Один параметр применяется для нормирования в тех случаях, когда он один полностью выявляет кинематическую точность (N 1,2, 3, 10) или когда предъявляются требования к грубым колесам (N 8, 9), где погрешность выявляется доминирующим параметром. Во всех остальных случаях содержатся требования к двум параметрам, в сумме характеризующим кинематическую точность. Объясняется это тем, что кинематическая точность колеса обеспечивается точностью кинематической цепи станка и точностью установки заготовки колеса относительно оси зубообрабатывающего станка. Таким образом, параметры под N 1, 2, 3, 10 выявляют влияние погрешности станка и влияние погрешности установки на точность колеса, а там, где указано два параметра, то один параметр выявляет отдельно погрешность от станка (так называемая тангенциальная составляющая — кинематический эксцентриситет), а другой — погрешность от установки (так называемая радиальная составляющая — геометрический эксцентриситет).
В табл. 5.2 параметры FCr , FuWr характеризуют тангенциальную составляющую, а параметры Frr и F”ir— радиальную. Необходимо запомнить, что в зависимости от степени точности принимаются нормы из табл. 5.2, т.е. один из 10 вариантов.
 
 
 
 
 
Таблица 5.2


п/п

Нормируемые показатели точности или комплекс показателей     

Условные обозначения

Степень точности

1
 
2
 
 
3
 
4
 
5
 
6
 
 
 
7
 
 
8
 
 
9
 
 
10
 

Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса
Накопленная погрешность шага и накопленная   погрешность «К» шагов зубчатого колеса
Накопленная погрешность шага зубчатого колеса
Погрешность обката и радиальное биение зубчатого венца
Колебание длины общей нормали и радиальное биение зубчатого венца
Колебание длины общей нормали и колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса
Погрешность обката и колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса
Колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса
Радиальное биение зубчатого венца
 
 
Наибольшая кинематическая погрешность передачи

Fir
 
FPr и FPkr
 
 
FPr
 
FCr и Frr
 
FuWr  и Frr
 
FuWr и Fir
 
 
 
FCr и Fir
 
 
Fir
 
 
Frr
 
 
F`ior

3…8
 
3…6
 
 
7…8
 
3…8
 
3…8
 
5…8
 
 
 
5…7
 
 
10…12
 
 
8…12
Колеса св. 1600мм
3…8

 
Коротко рассмотрим параметры, нормируемые для выявления кинематической точности:
а) Кинематической погрешностью колеса (F`ir) называется разность между действительным (измеренным) и номинальным (расчетным) углами поворота зубчатого колеса на его рабочей оси, ведомого точным (измерительным) зубчатым колесом, при номинальном взаимном положении осей вращения этих колес. Выражается эта погрешность в линейных величинах длиной дуги делительной окружности (рис. 5.8).
 
Рис. 5.8. Кинематическая погрешность колеса (а)
 и передачи (б)
 
б) Кинематической погрешностью передачи (F`ior) называется разность между действительным (измеренным) и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи. Выражается в линейных величинах длиной дуги его делительной окружности.
в) Накопленной погрешностью К шагов N (Fpkr) (раньше этот параметр назывался окружным шагом) называется наибольшая раз ность дискретных значений кинематической погрешности зубчатого колеса при номинальном повороте на К целых угловых шагов  (рис. 5.9).
Рис. 5.9. Накопленная погрешность шага
 
г) Накопленной погрешностью шага зубчатого колеса (Fрг) называется наибольшая алгебраическая разность значений накопленных погрешностей в пределах зубчатого колеса.
Таким образом, в принципе этот параметр должен характеризовать кинематическую погрешность колеса, но при измерениях определяется положением точек профилей зубьев, находящихся на окружности, проходящей где-то на середине каждого профиля зуба. Все измеряемые точки должны располагаться на одной окружности.
д) Погрешностью обката (Fcr) называется составляющая кинематической погрешности зубчатого колеса, определяемая при вращении его на технологической оси и при исключении циклических погрешностей зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот. Под технологической осью зубчатого колеса понимается ось, вокруг которой оно вращается в процессе окончательной обработки зубьев по обеим их сторонам. Указанные в определении понятия «погрешность обката» условия измерений показывают, что практически этим параметром устанавливаются требования к кинематической погрешности зуборезного станка, на котором осуществляется окончательная обработка зубчатого венца. Поэтому погрешность обката может определяться как погрешность кинематической цепи деления зубообрабатывающего станка.
е) Колебание длины общей нормали (FuWr) называется разность между наибольшей и наименьшей действительными длинами общей нормали в одном и том же колесе. Под действительной длиной общей нормали понимается расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям зубьев зубчатого колеса (рис. 5.10).
Рис. 5.10. Длина общей нормали
 
Крайние точки, которые относятся к длине общей нормали, характерны тем, что они получаются на колесе при разных угловых положениях колеса; поэтому, если расстояния между этими точками постоянны, то нет кинематической, нет погрешности станка, на котором нарезалось это колесо, т.е. проходило равномерное вращение при нарезании зубьев по всему колесу. Поэтому нормируется непостоянство (колебание) длины общей нормали.
ж) Колебанием измерительного межосевого расстояния за оборот колеса (Fir) называется разность между наибольшим и наименьшим действительными (измеренными) межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с проверяемым зубчатым колесом при повороте последнего на полный оборот (рис. 5.11.) (комплексная радиальная погрешность). Этот параметр часто называют комплексным двухпрофильным или просто двухпрофильным.
 
 
Рис. 5.11.Колебание измерительного межосевого расстояния
за оборот
 
з) Радиальным биением зубчатого венца (Fгг) называется разность действительных (измеренных) предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса (от его рабочей оси) (рис. 5.12).
 
Рис. 5.12. Радиальное биение зубчатого венца
 
Этот параметр характеризует дискретные значения колебаний измерительного межосевого расстояния за оборот или, другими словами, дискретные значения радиальной составляющей кинематической погрешности колеса.