Классификация и параметры городских улиц и дорог

Вопросы / ответыКлассификация и параметры городских улиц и дорог
0 +1 -1
antfiksa Админ. спросил 2 месяца назад
1 ответ
0 +1 -1
antfiksa Админ. ответил 2 месяца назад

Классификация городских улиц исходит из учета их основных признаков: характера застройки, перспективной интенсивности и видов движения, степени развития подземного хозяйства, положения улицы в плане уличной сети и по отношению к вводам загородных дорог.         В таблице 8 приведена классификация, принятая в нормах проектирования городских улиц [2]:
Таблица 8
 

Категория дорог и улиц

Основное назначение дорог и улиц

1.      Магистральные дороги:

 

1.1 скоростного движения

Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах: выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях

1.2 регулируемого движения

Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.

3        Магистральные улицы:

 

2.1общегородского значения:

 

— непрерывного движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях

— регулируемого движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне

2.2 районного значения:

 

— транспортно-пешеходные

Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы

— пешеходно-транспортные

Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района

4        Улицы и дороги местного значения:

 

—  улицы в жилой застройке

Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения

—  улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах)

Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне

—  пешеходные улицы и дороги

Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта

—  парковые дороги

Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей

—  проезды

Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов

—  велосипедные дорожки

Проезд на велосипедах или свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь а пределах планировочных районов

 
Элементы городских улиц и дорог
 
 Элементами городской улицы являются одна или несколько проезжих частей, предохранительные полосы, тротуары, пешеходные дороги, велодорожки, трамвайные пути, полосы зеленых насаждений, центральные разделительные полосы между проезжими частями встречных направлений движения, разделительные полосы между центральной проезжей частью и боковыми проездами, между тротуаром и проезжими частями, откосы насыпей и выемок, подпорные стенки, технические полосы, резервные полосы, остановочные и конечные площадки общественного транспорта и т.д.
Автостоянки, расположенные в границах красных линий, входят как элемент в городскую улицу или дорогу. Автостоянки, размещаемые вне красных линий, в городскую улицу не входят, но являются составным элементом улично-дорожной сети.
Важным элементом   городской  улицы является проезжая часть.   Ширину проезжей части назначают в зависимости от перспективной интенсивности движения в часы пик и пропускной способности одной полосы, определяемой с учетом категории улицы, расстояния между перекрестками и их пропускной способности.
Края проезжей части улиц располагают так, чтобы они находились не далее 25 м от красных линий или чтобы между красной линией и проезжей частью оставалась свободная спланированная полоса шириной не менее 6 м для проезда пожарных машин, расположенная не ближе 5 м от линии застройки. Тупиковые проезды должны заканчиваться кольцевыми объездами радиусом 10 м или площадками 12х12 м.
Ширину тротуаров устанавливают в зависимости от категории улицы, характера застройки и количества пешеходов, считая, что пешеход придвижении занимает полосу шириной 0,75 м.
Пропускная способность одной полосы тротуара составляет 600-1000 пешеходов в 1ч. Минимальная ширина тротуара 1,5 и лишь в районах с индивидуальной застройкой может быть снижена до 1м. У вокзалов, театров, станций метро тротуары уширяют за счет удлинения застройки от красных линий внутрь квартала.
В зависимости от общей ширины улицы, тротуары можно располагать рядом с проезжей частью; между полосами зелёных насаждений, отделяющими тротуар от проезжей части и от линий зданий; рядом с линией застройки, но с отделением от проезжей части полосой зелёных насаждений.
Большое значение для украшения улиц и улучшения их санитарно-гигиенических условий имеют зелёные насаждения. Разделительные зелёные полосы повышают безопасность движения. При установлении типа посадок учитывают общую ширину улицы, тротуара, расположение подземных коммуникаций и линий трамвайного движения.
        Под улицей размещаются подземные коммуникации: кабели электрического тока, телефонно-телеграфные линии, водопровод, газопровод, канализация и т. д. В больших городах для удобства эксплуатации подземные сети размещают в общих бетонных коллекторах-тоннелях
 
 
 
 
Рис.20. Типовые поперечные профили скоростных дорог
А — вне застройки; Б — в промышленно-складских районах; 1 — основная проезжая часть; 2 — местные и боковые проезды; 3 — предохранительные и краевые полосы; 4 — тротуары; 5  разделительные полосы и полосы озеленения; 6 — предохранительный брус; 7 — ограждения пешеходов; 8  кабели освещения и связи
Рис.21. Типовой поперечный профиль скоростной дороги в выемке
1  основная проезжая часть; 2 — местные и боковые проезды; 3 — предохранительные и краевые полосы; 4 — тротуары; 5 — разделительные полосы и полосы озеленения; 6 — предохранительный брус; 7 — кабели освещения и связи
Рис. 22. Типовой поперечный профиль общегородской магистрали непрерывного движения
1 — основная проезжая часть; 2 — боковые и местные проезды; 3  предохранительные полосы; 4  тротуары; 5  разделительные полосы и полосы озеленения; 6  ограждения пешеходов; Т  телефонные кабели; В — водопровод; ВК  водопровод и канализация; К  канализация; КС  кабели связи; КО — кабели освещения; ГНД — газопровод низкого давления; ГСД — газопровод среднего давления; ККТ — коллектор электрических и телефонных кабелей
Рис.23 Типовой поперечный профиль общегородской магистрали регулируемого движения
А  без трамвая; Б — с трамваем; 1 — основная проезжая часть; 2 — боковые и местные проезды; 3 — предохранительные полосы; 4 — тротуары; 5 — разделительные полосы и полосы озеленения; Т — телефонные кабели; В — водопровод; ВК — водопровод и канализация; К — канализация; ЭК — электрокабели; КС — кабели связи; КО — кабели освещения; ГНД — газопровод низкого давления; ГСД — газопровод среднего давления; ККТ — коллектор электрических и телефонных кабелей
Рис.24. Типовые поперечные профили магистралей районного значения
А — без трамвая; Б — с трамваем; 1 — основная проезжая часть; 2 — тротуары; 3 — полосы озеленения; Т  телефонные кабели; КС — кабели связи; ЭК -электрокабели; В — водопровод; К  канализация; В-К — водопровод и канализация; КО — кабели освещения; ГНД — газопровод низкого давления; ГСД — газопровод среднего давления
 
 Границами городских улиц и дорог и окружающей территории (застройка, парки, скверы, различные сооружения и пр.) являются красные линии, расстояние между которыми определяет ширину улицы (дороги) в красных линиях.
 Ширину улиц и дорог следует устанавливать с учетом их категории и в зависимости от расчетной интенсивности движения транспорта и пешеходов; типа застройки; рельефа местности; требований защиты населения от шума, пыли, выхлопных газов автомобилей, способов отвода дождевых и талых вод; размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов и др.
 Многообразие факторов, влияющих на ширину улиц одних и тех же категорий, позволяет рекомендовать только типовые решения поперечного профиля (см. рис. 19), которые в дальнейшем уточняются для конкретных случаев проектирования.
 
Рис.25. Типовые поперечные профили дорог грузового движения
А — вне застройки; Б — в застройке; 1 — основная проезжая часть; 2 — тротуары; 3 — полосы озеленения; 4 — центральная разделительная полоса; Т — телефонные кабели; КС — кабели связи; ЭК  электрокабели; В — водопровод; К — канализация; ВК  водопровод и канализация; КО  кабели освещения;ГНД — газопровод низкого давления; ГСД — газопровод среднего давления
2.9. При решении отдельных элементов городских улиц и дорог рекомендуется:
— трамвайные пути предусматривать на МРД и РМ и размещать на обособленном полотне или в одном уровне с проезжей частью по оси проезжей части или с одной из двух сторон проезжей части;
— полосы зеленых насаждений использовать для разделения различных элементов улицы: проезжей части от тротуаров, тротуаров от застройки и т.д.;
— технические полосы, разделительные островки и полосы озеленения использовать для прокладки подземных инженерных сетей;
— резервные полосы предусматривать для последующего устройства проезжих частей, трамвайных линий, прокладки инженерных подземных сетей, строительства метрополитена и т.д.
— направляющие и регулирующие движение островки выполнять конструктивно поднятыми над проезжей частью или в одном уровне с выделением разметкой;
— велодорожки устраивать на отдельной полосе вне проезжей части.
Рис.26. Типовые поперечные профили жилых улиц и микрорайонных проездов
А — жилые улицы; Б — главные проезды; В — основные проезды; Г — подъезды к отдельным зданиям; 1 
проезжая часть; 2 — тротуары; 3 — газоны; ГНД — газопровод низкого давления; КО — кабели освещения; КС — кабели связи; ЭК  электрокабели; В  водопровод; К – канализация
 
 
Рис.27. Типовые поперечные профили дорог и улиц местного значения
А — дороги промышленных и коммунально-складских зон; Б  поселковые улицы в многоэтажной застройке; В — поселковые улицы в малоэтажной застройке; Г — поселковые улицы в усадебной застройке; 1 — проезжая часть; 2 — тротуары; 3 — газоны; ВК  водопровод и канализация; ГСД — газопровод среднего давления; КО — кабели освещения; КС  кабели связи; ЭК  электрокабели; В  водопровод; К  канализация
Рис.28. Типовые поперечные профили поселковых дорог
1 — проезжая часть; 2 – озеленение
 
      При расположении различных элементов городских улиц и дорог в разных уровнях по отношению друг к другу их сопряжение достигается с помощью откосов или подпорных стенок. Конструктивным элементом сопряжения проезжих частей с газонами и тротуарами является бордюрный (бортовой) камень.
На основной проезжей части городских улиц и дорог не следует предусматривать более четырех полос движения в одном направлении. Если перспективная интенсивность движения превышает пропускную способность четырехполосной проезжей части, необходимо предусмотреть боковой проезд или дублер.
 Двухполосные проезды с двусторонним движением: троллейбусов на первую очередь строительства, а для малых и средних городов на расчетный срок, должны иметь ширину проезжей части 10,5 м, т.е. две полосы по 5,25 м; автобусов — 9 м. Для проездов с числом полос более двух это требование отпадает.