АРМАТУРА ТРУБОПРОВОДОВ

Вопросы / ответыАРМАТУРА ТРУБОПРОВОДОВ
0 +1 -1
antfiksa Админ. спросил 1 месяц назад
1 ответ
0 +1 -1
antfiksa Админ. ответил 1 месяц назад

Арматура предназначена для перекрытия потока жидкости трубопроводе. Она разделяется на следующие виды: запорную, регулирующую и предохранительную.
К запорной арматуре относятся задвижки, клапаны, краны и обратные клапаны, к регулирующей — регуляторы давления, расхода, уровня жидкости, температуры и т. д., к предохрани­тельной арматуре — предохранительные и перепускные клапаны, фильтры различных назначений. В зависимости от вида соединения с трубопроводами арма­тура делится на: 1) фланцевую; 2) резьбовую — с внутренней резьбой (муфтовая арматура) и наружной резьбой (цапковая ар­матура); 3) раструбную, имеющую на концах присоединительные раструбы; 4) сварную с концами, привариваемыми к трубопрово­дам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4.1. Чугунная задвижка:                                                       Рис. 4.2. Клиновая задвижка 30ч930бр с  
1 – поршневой привод, 2 – шпиндель,                                           невыдвижным шпинделем и с     
 3 – крышка, 4 – корпус, 5 – затвор.                                               электроприводом.
 
 
Вся арматура, согласно ГОСТ 9544-93 «Арматура трубо­проводная запорная. Нормы герметичности затворов», делится на приводную и самодействующую. Приводная приводится в дейст­вие при помощи ручного, электрического, гидравлического или пневматического привода, а самодействующая — потоком жидкости или газа. К приводной арматуре относятся задвижки, кла­паны, краны; к самодействующей предохранительные и обратные клапаны и др.
Задвижки являются наиболее распространенным видом за­порной арматуры, так как обладают незначительным гидравличе­ским сопротивлением и отличаются простотой конструкции. Они могут выполняться для трубопроводов любых размеров, рабо­тающих при различных давлениях. По конструкции задвижки де­лятся на параллельные (рис. 4.1) и клиновые (клинкетные), с вы­движным и невыдвижным (рис. 4.2) шпинделями. В параллель­ных задвижках плоскости затвора параллельны между собой; в клиновых — проходное отверстие закрывается клином.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4.3. Задвижка с гидроприводом                                                      Рис. 4.4. Задвижка клиновая с     
                                                                                                            червячным редуктором для ручного
                                                                                                            управления.
 
 
 
В зависимости от рабочего давления в трубопроводе применяются чугунные или стальные задвижки; чугунные — для давлений до 1,6 МПа, а стальные — свыше 1,6 МПа.
Основными  недостатками  задвижек являются  трудность пришлифовки трущихся поверхностей, большой вес и высокая стоимость.
Задвижки на подземных трубопроводах устанавливаются в бетонных, железобетонных или кирпичных колодцах. Приварные задвижки можно устанавливать непосредственно в грунте, устраивая над маховиком задвижки металлический кожух с крыш­кой.
Задвижки снабжаются гидравлическим (рис. 4.3), механи­ческим (рис. 4.4), пневматическим или электрическим (рис. 4.2) приводами. Последние три типа приводов сокращают время от­крывания и закрывания задвижек и позволяют осуществлять ав­томатическое и дистанционное управление.
Клапаны применяются на трубопроводах малого диаметра (до 150 мм). В отличие от задвижек, проходное отверстие в кла­панах перекрывается не шибером, а золотником, перемещаю­щимся поступательно при вращении шпинделя. Клапаны изго­тавливаются бронзовыми, чугунными и стальными, а также из винипласта. По конструкции они делятся на муфтовые, фланце­вые, проходные, угловые и прямоточные. В проходных клапанах (рис. 4.5) шпиндель с клапаном расположен перпендикулярно к оси трубопровода, в угловых (рис. 4.6) — по оси входа жидкости или газа в клапан,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Рис. 4.5. Клапан проходной                                                                Рис. 4.6. Клапан угловой 
 
 
в прямоточных (рис. 4.7) – наклонно к оси трубопровода.
 
 
Рис. 4.7. Запорный прямоточный клапан с пневмоприводом двухстороннего действия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Поток жидкости или газа в клапанах, в зависимости от давления и величины золотника, направляют либо сверху на золотник, либо снизу под золотник. По сравнению с задвижками и  клапаны обладают большими гидравлическими сопротивлениями.
Краны, имеют более ограниченное применение, чем за­движки и клапаны. Они используются главным образом для тру­бопроводов малых диаметров. Изменение величины прохода в кранах достигается враще­нием запорной конической пробки относительно кор­пуса. По конструкции кра­ны делятся на две большие группы: сальниковые и на­тяжные (рис. 4.8).
В натяжных кранах продольное усилие на пробке создается затяжкой гайкой     на     хвостовике пробки.     В    сальниковых кранах   поджатие   пробки осуществляется
 Рис. 4.8. Краны проходные:
а – сальниковый; б – натяжной.
 
 
 
 
 
 
 
 
затягиванием сальника, через набивку которого передается осевая нагрузка на пробку крана.
Краны изготавливают из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс и других неметаллических материалов.
Пробковые краны могут быть проходные (одноходовые), трехходовые и четырехходовые, в зависимости от числа присо­единяемых к крану трубопроводов. К достоинствам кранов отно­сятся: простота конструкции, компактность, небольшое гидрав­лическое сопротивление и малая стоимость. Недостатками кра­нов являются: защемление пробок и трудность притирки трущих­ся поверхностей.
Краны применяются на раздаточных трубопроводах, в разливочных, на газопроводах, где необходимо быстрое их закрыва­ние.
Обратные клапаны предназначены для отключения трубо­проводов при изменении направления движения потока и для ус­тановки на всасывающих линиях центробежных насосов, чтобы держать их под заливом. Клапаны открываются под действием напора движущейся жидкости (рис. 4.9), а закрываются при пре­кращении движения жидкости, под действием собственного веса или пружины (рис. 4.10).
 
 
 
 
 
Рис. 4.9. Обратный клапан поворотный                               Рис. 4.10. Обратный подъемный клапан
                                                                                                       с пружиной  возврата